Книга маркизы
1 - 2
«Книга маркизы. Сборник поэзии и прозы» - это антология эротических текстов восемнадцатого века, иллюстрированная эротическими рисунками знаменитого русского художника Константина Сомова.
Книга издавалась в трёх изданиях. На немецком языке и с восемью иллюстрациями в 1907 году – «Малая Маркиза», в расширенном объёме текстов и на французском языке - в 1918 году. Это была «Средняя Маркиза» с 24-мя иллюстрациями.
И, наконец, «Большая Маркиза» - с тридцать одной иллюстрацией. Третье издание стало самым фривольным из трёх. Сейчас книга считается библиографической редкостью.
«Книга маркизы» состоит из фрагментов эротических сочинений Казановы, Андре Шенье, Вольтера, Парни, Кребийона-младшего, отрывков «Опасных связей» Шодерло де Лакло. Отрывки принадлежат к самым различным жанрам: это и новеллы, и песни, и эпиграммы, и лирические стихотворения, и анекдоты, и дневниковые записи и т. д.
Идея данного сборника принадлежит австрийскому переводчику, эссеисту, а также издателю порнографических журналов Францу Блею. Он составил хрестоматию эротической литературы «галантного века».
Первое издание книги вышло в Мюнхене, на немецком, и имело небольшой набор иллюстраций, написанных К. Сомовым.
Когда через восемь лет Сомов вновь вернулся к данному проекту, для второго издания он уже сам подбирал тексты, а также редактировал их перевод с русского на французский язык.
В неё вошли, как утверждал сам художник, «около тридцати самых забавных отрывков». Во втором издании книги ощущался «трагический надлом и жёсткая ирония» (Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства). В увеличенной вдвое книге появились отрывки Кребийона-сына, Вольтера, Парни, отдельные эпизоды «Записок» Казановы, фрагменты «Опасных связей».
В третье издание книги были добавлены скатологические анекдоты.
Иллюстрации
Иллюстрации Сомова к «Книге Маркизы» были выполнены в технике офорт и раскрашены акварелью. Встречаются иллюстрации в самой разной технике – и раскрашенные акварелью штриховые рисунки, и рисунки пером, предназначенные для последующей раскраски, и чёрно-белый силуэт. Силуэт и штрих порой дополняют друг друга.
Иллюстрации существуют также и в самостоятельном варианте, отдельно от книги. Так Сомов раскрасил вручную шестьдесят оттисков гравюр, предназначенных для коллекционера Брайкевича.
В работе над оформлением книги К. Сомов применил подход Сергея Дягилева к иллюстрированию: «искусство ради искусства». Иными словами, творчество художника должно быть независимо от текста книги.
В отличие от фрагментов эротических текстов и стихов, которые были связаны между собой лишь общей куртуазной темой, цикл сомовских иллюстраций к книге является рассказом об очередном романе прекрасной Маркизы, имеющим начало, развитие и финал.
Общее количество иллюстраций – виньеток и листовых – увеличивалось от издания к изданию. Изображения повторялись из книги в книгу, и в третьем издании художник сделал их наиболее непристойными.
До 2000-х годов оригиналы считались утраченными. Затем папка отыскалась в одной из частных нью-йоркских коллекций. В 2008-м году сто двадцать два оригинальных рисунка к «Большой Маркизе», сделанных пером, были проданы за 184 300 долларов. Аукционный предпоказ был организован в Москве в музее Бахрушина.
Характеристика
«Книга маркизы» явилась свидетельством нового этапа в творчестве художника. Этот период пришёл после «галантного» периода. Границы эротического искусства были сняты.
Этому предшествовали несколько ранее «взломанные» рисунки Бёрдсли. Данные иллюстрации показали талант и тонкий вкус художника, которые уберегли его от порнографии. Эрих Голлербах писал об этой книге: «Здесь, как в некоем фокусе, сосредоточился и утончённый ретроспективизм и модный эротизм эстетического мировосприятия, отразился мечтательный культ XVIII века, с его очаровательным бесстыдством, фривольностью и напряжённой чувственностью.
В смысле художественной идеологии в этой книге нет никакого движения вперёд, никакого искания, но она бесспорно замечательна сама по себе, "как вещь".
Вся проникнутая духом "мелочей прекрасных и воздушных, любви ночей, то нежащих, то душных", она строго выдержана в одном графическом стиле, в единой изобразительной гармонии.
В графическом творчестве Сомова эта книга является высшим достижением. В истории русских иллюстрированных изданий она, по праву, может занять одно из первых мест».
А. Сидоров, историк русской графики, писал о «Большой Маркизе», что в ней «художник позволил себе как будто всё, от чего воздерживалось русское искусство», но в своей книге о русской графике эти репродукции дать не рискнул.
В области эротики «Книга маркизы» Константина Сомова была таким же прорывом, как и многократно осуждённый и поруганный «Любовник леди Чаттерлей» Дэвида Герберта Лоуренса.
1 - 2
Поцелуй (1918 г.) | Пейзаж с радугой (1915 г.) | Иллюстрация к роману Лонга (К. Сомов, 1930 год) |