Сатана (от ивр. Сатан – клеветник, противник) – в религиозно-мифологических представлениях христианства, ислама и иудаизма, то есть авраамических религий – это основной противник Бога и небесных сил. Представляет собой наивысшее олицетворение и символ зла. Толкает человека на путь духовной гибели.
Отцы Церкви и греческие богословы считали, что Ангелы были созданы задолго до появления материального мира. Следовательно, падение Люцифера произошло до появления человека. Позже складываются представления о том, что дьявол искушает человека. Он выступает перед Богом в качестве клеветника на человека и человечество, а перед человеком – в качестве клеветника на Бога.
В иудейской демонологии Дьявола отождествляют с Самаэлем – духом огня, «отпадшим от Бога». Ему даже приписывают зачатие Каина и плотскую связь с Евой. Сумма цифровых значений еврейского алфавита в имени Сатаны составляет 364 – то есть общее число дней в году без одного. Существует поверье, что лишь над одним днём в году Сатана не властен.
На основе древних верований слагается представление о Сатанайле (др.-евр. S'atan — «Противник» и Е1 — «Бог»), как о злом двойнике и брате Иисуса Христа, а также сыне Элохима. В обыденных верованиях Дьявол представлен в роли обычного человеческого завистника. Он без устали искушает святых отшельников, христианских подвижников и пустынников.
Так как в текстах нового завета отсутствует описание Сатаны, то фантазия средневековья наделяла его образ самыми невероятными чертами.
Так на фресках «Триумф смерти», конца XIV – начала XV века, хранящихся в пизанском Кампосанто, дьявол представлен в образе гигантского монстра, с чудовищными змеевидными отростками и рогами, растущими на голове. Рогатая голова увенчивает зелёного цвета тело. Сатана – обладатель перепончатых, словно у летучей мыши, крыльев, длинных когтей на ногах и руках, драконьего хвоста. В страшной пасти Сатаны видны тела сжираемых им грешников.
То есть образ Сатаны в изобразительном искусстве является гротескным. Художники изображают на своих полотнах миксантропическое существо, обладающее смешанными чертами – как звериными, так и человеческими. Вероятно, такой необычный образ сложился в результате переосмысления и борьбы с представлениями язычества о тёмных силах и божествах леса – силенах и сатирах. |
|