А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Способы закрепления красочного слоя


Последнее закрепление красочного слоя картины И. Репина Закрепление красочного слоя – термин, относящийся к реставрации в живописи. Это работа, касающаяся восстановления прочности красочного слоя, который начал отделяться от лежащих ниже красочных слоёв, от основы или грунта.

Если пришло в негодность основание картины, его можно заменить новым. Если испортился лак, который покрывает картину, его также можно заменить. Но если осыпался, растерялся или рассыпался красочный слой, то картина, как произведение искусства, перестанет существовать. Красочный слой – это наиболее драгоценная часть картины и именно его стремятся сохранить художники и реставраторы в первую очередь. Ведь именно красочный слой в силу механических или физико-химических причин претерпевает опасные для его сохранности изменения.

Для закрепления красочного слоя используют разнообразные средства: спиртовый раствор даммары, водный раствор желатины, растворы синтетических полимеров и др. Выбор средства зависит от техники, в которой создано реставрируемое произведение.

Желатиновая проклейка

Так называется один из способов закрепления слоя краски с использованием 0, 5%-го водного раствора желатины. Такой раствор, тождественно с названием способа, также называется желатиновой проклейкой. Желатиновая проклейка применяется для закрепления неустойчивых акварелей (но только не медовых), слабой печати, нестойких карандашных рисунков.

Закрепление рисунков спиртовым раствором даммары

Этим способом закрепляют рисунки, созданные с помощью графитного карандаша, угля, мела или сангины – итальянского карандаша. Желатиновая проклейка в этом случае не будет иметь эффекта, так как это – водный раствор, а вода не может проникнуть вглубь краски, если это пастозный карандаш или уголь, частицы которых либо всплывают на поверхность воды, либо её отталкивают.

Закрепление краски синтетическими полимерами

Традиционные способы закрепления краски на бумаге далеко не всегда приводят к желаемому результату. Допустим, гушь темнеет от воды, и потому закреплённые участки могут по цвету отличаться от соседних. Спиртовый раствор даммары оставляет затёки и пр. Несовершенство опробованных старых методов вынуждает всё более часто использовать новые материалы – синтетические полимеры. В практике реставрации графических произведений прекрасно проявили себя дисперсии на основе сополимеров (Акриловая эмульсия ЭМН-5, СЭВ, СВЭД и пр.).

Икона Св. Николая Чудотворца Мирликийский до и после реставрации
Икона Св. Николая Чудотворца
Мирликийского до и после реставрации

Фрагмент картины «Всадник на коне» французского живописца Б.-Э.Свебаха до реставрации
Фрагмент картины
«Всадник на коне»
Б.-Э.Свебаха
до реставрации.

Фрагмент картины «Всадник на коне» французского живописца Б.-Э.Свебаха после реставрации
Фрагмент картины
«Всадник на коне»
Б.-Э.Свебаха
после реставрации.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.