Архаический период: особенности вазописи
В конце восьмого века до н.э. в древнегреческой вазописи сформировались новые интересы и предпочтения.
Условные, упрощённые геометрические изображения уже перестали удовлетворять общественные вкусы. В рисунках на вазах мастера седьмого века до н.э. начинают активно вводить сюжетные сцены и растительные мотивы.
Близость малоазийского Востока выразилась в красочности и декоративности создаваемых композиций. Благодаря им стиль вазописи седьмого века до н.э. был назван ковровым или ориентализирующим.
Сосуды, отличающиеся художественным совершенством, создавались на островах Родосе, Мелосе, Крите, а также в городах Малой Азии и, в частности, в Милете.
Крупным производственным центром ваз в седьмом и в начале шестого века стал город Коринф, а в шестом веке – Афины.
Одним из примеров древнегреческой вазописи является сосуд из коллекции Киджи. На нём разбито не так уж много фризов (поясов), но при этом они широкие, а внизу – корзинка крупных, хотя и редких лучей.
Горло сосуда расписано орнаментами. На уровне ручки изображена фаланга гоплитов со щитами и копьями, в шлёмах, находящихся в боевом строю. И хотя украшения, контуры щитов и детали вооружения очерчены с большой чёткостью и тщательностью, характер сцены создаёт впечатление суровой резкости, подобной стихам поэта Тиртея.
Важным центром производства ваз в седьмом веке являлся Коринф – торговый город, на искусство и культуру которого оказывала ощутимое влияние восточная культура.
В его мастерских создавались яркие и красочные росписи. Там изготавливались причудливой формы вазы – в виде человеческой головы, фигурки животного или звериной морды. Вазы из Коринфа зачастую шли на экспорт.
Немало изделий из глины в седьмом веке поставлялось из Афин.
Росписи протоаттических ваз отличны от протокоринфских из-за большего сюжетного развития и меньшей декоративности.
Редкими памятниками живописи конца седьмого века до н.э. стали метопы из глины, принадлежащие храму Аполлона в Ферме.
На одной из них мастер изобразил полёт Персея, как быстрый бег. В изображении отсутствует скованность, однако и здесь использовано немало орнаментов. Ими обрамлены границы метопы – в виде розетт. Розеттами также украшен хитон Персея.
Протокоринфский кувшин из собрания Киджи. VII в. до н.э. Рим, Вилла Юлия.
|
Протоаттический лутрофор из Аттики. 700—680 до н.э. Париж, Лувр.
|
Ойнохоя. Коринф. Ориентализирующий стиль. 580-570 до н.э.
|