А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гидрия (Чернофигурный стиль) Чёрнофигурный стиль – это разновидность росписи керамических ваз периода архаики (XII – VII века до н.э.), созданных в Древней Греции. В результате того, что фигуры на красном, охристом или же, в более редких случаях, сером фоне черепка из глины обрабатывались чёрным лаком, они смотрелись как тёмные силуэты на светлом фоне.

В конце седьмого века до н. э. изначально в Коринфе, а потом и в других городах Древней Греции ковровый стиль вазописи уступает своё место чернофигурному. Последний достиг самого высокого расцвета в аттической керамике шестого века до н.э.

Без сомнения, свидетельством высокой оценки керамического мастерства мастеров-чёрнофигурников был популярный в Афинах обычай писать на вазе имя её создателя – живописца или гончара. Подобные подписи знакомят нас с десятками талантливых мастеров. Одним из самых известных художников чернофигурного стиля был Эксекий, творчество которого относится к третьей четверти шестого века до нашей эры. Свои вазы он, как правило, подписывал так: «Эксекий сделал».

Одним из лучших произведений мастера является прекрасный килик, созданный примерно в 540 году до нашей эры. Форма сосуда пронизана благородной простотой и характеризуется точно подобранными пропорциями. Арибалл и ойнохоя (Коринфский стиль, I четверть VI в. до н.э.) На его внешней стороне представлены сцены битвы и глаза, которые должны были защитить пьющего от дурного глаза. А внутри, на дне чаши, изображено морское путешествие Диониса – бога вина.

Эксекий здесь руководствовался легендой о том, как пираты похитили Диониса, не подозревая о его божественном происхождении, и намеревались продать его в рабство. Однако, когда судно вышло в открытое море, по палубе внезапно заструилось вино, мачту обвил тёмно-зелёный плющ и появились дикие звери, которые обычно сопровождали бога. Увидев это, разбойники в ужасе начали прыгать в воду, и в полёте обратились в дельфинов.

Геракл, стреляющий в Стимфалийских птиц (Аттическая амфора из Вульчи. Ок. 550 г. до н.э.) Эксекий написал на сосуде поэтичную и прекрасную сцену, которая пронизана плавным и ясным ритмом. Дионис возлежит на палубе корабля, на мачте судна развёрнут туго надутый ветром белый парус, а вокруг мачты вьются гибкие и тонкие лозы, украшенные тяжёлыми виноградными гроздьями. Возле корабля резвятся и прыгают дельфины. И хотя художник не изобразил море, но кажется, что лёгкое судно слегка раскачивается в волнах. Эта смелая по замыслу композиция, отлично вписывается в круг на дне чаши.


Ваза (чернофигурный стиль)
Ваза.
Чернофигурный стиль.

Чернофигурная аттическая амфора
Чернофигурная
аттическая амфора

Ваза (чернофигурный стиль)
Ваза.
Чернофигурный стиль.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.