Архаический период: живопись и вазопись
В период архаики (VII – VI в. до н.э.) в Древней Греции процветала живопись и вазопись. В процессе работы художники применяли самые разнообразные материалы. Они создавали композиции на глиняных метопах, пинаках (афинские произведения искусства) – небольших глиняных табличках, посвящённых богам, деревянных досках (например, сцена жертвоприношения из Сикиона), глиняных метопах.
Также украшались стенки расписных глиняных саркофагов (Клазомены), мраморные и известняковые надгробия (стела из Суниона, стела Лисия).
Однако подобных памятников, в которых роспись наносилась на плоскую поверхность, дошло до наших дней не так уж и много.
Гораздо лучше сохранились рисунки на сферических вазах, чью поверхность подвергали обжигу, что способствовало прочности краски.
В конце восьмого века до н.э. в Греции сформировались новые интересы и предпочтения. Условные, упрощённые геометрические изображения уже перестали удовлетворять общественные вкусы. В рисунках на вазах мастера седьмого века до н.э. начинают активно вводить сюжетные сцены и растительные мотивы.
Близость малоазийского Востока выразилась в красочности и декоративности создаваемых композиций. Благодаря им стиль вазописи седьмого века до н.э. был назван ковровым или ориентализирующим.
Сосуды, отличающиеся художественным совершенством, создавались на островах Мелосе, Родосе, Крите, а также в городах Малой Азии и, в частности, в Милете. Крупным производственным центром ваз в седьмом и в начале шестого века стал город Коринф, а в шестом веке – Афины.
В седьмом веке формы ваз становятся более разнообразными. Ощущается стремление мастеров к округлости форм. Такое же возрастание сочности объёмов происходит в архитектуре и скульптуре. Тонкие деревянные подпорки заменяются пухлыми каменными колоннами с энтазисом. Более сложной становится и техника нанесения рисунков на вазы седьмого века. Художественная палитра становится богаче. Помимо чёрного лака начинает применяться белая краска, а также разнотоновый пурпур. Для обозначения деталей используется техника процарапывания.
Аполлон с музами, которые изображены на мелосском сосуде, а также Артемида показаны не столь схематично, как в более ранних геометрических композициях. В росписях этого периода становится заметным восхищение художников насыщенной красочностью окружающего мира.
Ольпа. Аттическая чернофигурная вазопись. Амасис. 550—530 гг. до н.э. Париж, Лувр.
|
Родосская ойнохоя. Глина. VII в. до н.э. Париж, Лувр.
|
Ойнохойя из Камироса, о. Родос. 625—600 гг. до н.э. Париж, Лувр.
|