Бог Янус
В мифологии и религии древнего Рима – бог дверей, входов и выходов, а также всякого начала, союзов и договоров. В том числе и начала человеческой жизни.
В руке у статуи Януса был ключ, которым он запирал и отпирал врата небесные. Так как Янус был богом времени, который вёл счёт месяцам, годам и дням, то на пальцах его правой руки было начертано число триста (ССС латинскими цифрами), а на левой – шестьдесят пять (LXV в латинском изображении). Эти числа обозначали число дней в году. Римляне связывали Януса с войной, временем и судьбой – именно к Янусу италийцы обращались при объявлении войны. В образе Януса есть и космические мотивы. У Овидия двуликий Янус, как воплощение конца и начала, соответствовал хаосу, из которого возник обычный упорядоченный мир. В процессе этого акта сам Янус из бесформенного шара-глыбы превратился в бога, который, по Овидию, вращал ось мира. Вероятно, изначально он выступал, как верховный бог. Само его имя первым упоминалось при призыве богов. Образ Януса можно рассматривать как выражение двуединства противоположностей и олицетворения власти над всеми сферами бытия, их всеохватности – именно эти качества выражает эпитет Гемин, то есть Двойной.
Образ этот воплощает представление о необратимых и в основном негативных перемен в человеческом обществе вследствии влияния технического прогресса. Это символ непредусмотрительного и неосторожного обращения с достижениями цивилизации и стихийными природными силами.
Также Янус был покровителем путников и хранителем дорог. Его особенно почитают италийские моряки, которые верили, что именно он научил людей строить первые корабли. В жертву ему приносили плоды, медовые пироги и вино, а в начале года – белого быка.
В период Ренессанса Янус превращается в аллегорию Времени – в символ будущего и прошлого. Пуссеном он представлен в этом смысле в виде границы. Янус передаёт Мойрам горсть шерсти, олицетворяя этим начало пространной аллегории человеческой жизни (палаццо Медичи-Риккарди, Джордано, Флоренция). Атрибут бога – свернувшаяся кольцом змея, символизирующая в античности вечность.
В «Венецианском купце» Шекспир именует Януса двуличным, тем самым давая ему негативную оценку. Поэтому выражение «двуликий Янус» в общеупотребительном плане используется для обозначения коварных и хитрых, таящих свои помыслы людей и имеет негативный подтекст.
Кабинетный нож "Янус". Ю.М. Фирсанов.
|
Чаша Персидский артефакт с изображением римского бога Януса. .
|
Танец человеческой жизни. Никола Пуссен.
|