А.А. Михайловой. Страница 2

1-2

Больё,
5 апреля 1912 г.

<...> Вчера экспромтом попал в театр Варьете из-за смешной пьесы, которая в Париже прошла сотни раз “Le roi” (“Король” — по-французски). Очень забавная, остроумно-свинская пьеса-фарс. На сцене выведен добродушный король, приезжавший в Париж кутить, король Пардании. Только играли отвратительно и такие были актеры, как только у нас в какой-нибудь Вязьме или Костроме <...> Мы очень много смеялись, эту пьесу в России запретили, т. к. там много язвительностей по адресу царственных особ и король выставлен в невообразимом, глупом виде

Вчера узнал, что умерла А. П. Философова1, пошлю Ратьковой2 телеграмму.

Напишу тебе про историю продажи моей картины. Когда ее кончил, я написал Носовой, что у меня картина идет удачно, она рассказала об этом Гиршману, хотя хотела тогда же меня просить уступить ее ей вместо музея, но постеснялась. А Гиршман тотчас написал мне письмо с просьбой уступить ее ему. Я ему ответил, что предпочитаю отдать ее музею, но что если в музей отчего-либо она не попадет, что он на нее первый кандидат. Написал я это с плеча, не подумав, просто как любезный отказ.

Приехав в Монте-Карло, Е. П. <Носова> несколько раз говорила мне о желании иметь эту картину, сначала не видев ее даже и жалея, что она не раньше Гиршмана написала мне об этом. Тогда я решил уступить ее ей, и мы сговорились на хитрость. Для музея я напишу другую картину в ближайшем будущем, а эта картина будет считаться пока не оконченной и я ее никому не буду показывать, а она не будет никому, и в особенности Гиршману, говорить. Если Гиршман будет в Петербурге или здесь меня о ней спрашивать, я ему скажу, что она не совсем кончена. Словом, следующая картина (для Музея) будет считаться этой, а эта будет как будто написана нарочно для Е. П. <...> А предпочтение Е. Павловне я даю, т. к. она эту вещь будет ценить и любить, а Гиршман покупает, почти не глядя и не любя, повесит ее среди множества неприятных <...>


Больё,
9 апреля 1912 г.

<...> Вчера неожиданно назначено было 1-е представление балета Дягилева3 <...> Шли “Карнавал”, “Видение розы”, “Шехерезада” и “Половецкие пляски”. Прима-балерина — Кшесинская, что делает этот сезон менее приятным.

Очень хороша “Шехерезада”, безумная оргия и появление султана, а потом расправа с преступными неграми и Султаншей. Нижинский4 очень хорош и негром и арлекином в “Карнавале”, в “Видении розы” он мне не понравился. Сегодня опять иду, дают “Лебединое озеро” и “Шехерезаду”. Видел Дягилева, он очень дружелюбно со мной говорил. Сидел я почти рядом с женой Фокина5 и говорил с ней. Успех средний, восторгов в публике не было <...>


Больё,
10 апреля 1912 г.

<...> Вчера в театре было восхитительно! “Клеопатра” шедевр <...> Из молодых танцовщиц отличается сестра Нижинского. Великолепная актриса и танцовщица6 <...>


Больё,
12 апреля 1912 г.

<...> Вчера вечером опять были в балете, очень им увлекаюсь, да и нельзя иначе, очень уж он хорош <...>


Москва,
15 декабря 1912 г.

<...> Уже три дня, как я работаю над портретом Карповой7, начались с этим и мои мучения. Так трудно, к тому ж она болтает все время, как сорока, и вертится. Дама она очень простая и в обращении чрезвычайно милая, а со мной ужасно любезная. Она настоящее Замоскворечье — но модерн. Начал я дорисовывать и Познякова, эта работа скорее приятная, так как главное трудное окончено8. В общем, я сделался уже обычным москвичом, нахожусь в разгаре московского светского сезона, но не пью шампанского безусловно, так что ты не беспокойся. Я чувствую себя совсем сносно, не простудился, несмотря на грязную осеннюю погоду, какая бывает точно в Петербурге. Очень часто хожу в театры. Смотри, сколько я видел за неделю: “La femme nue” (“Обнаженная” — по-французски) с Роджерс, “Лебединое озеро” в бенефисе кордебалета, концерт Ландовской, на который я получил от нее билет. Ночное сидение в “Летучей мыши”, старавшейся с Балиевым во главе веселить отборную публику и не успевшей в этом, вчера я видел в Малом “Даму из Парижа”, скучную пошлятину, играла Рощина-Инсарова9. Сегодня, наконец, я иду в Художественный театр на тургеневские 3 пьесы10. Потом еще развлечения: ужин в Метрополе, после “Лебединого озера” один из наряднейших в сезоне, в убранном цветами заново отделанном зале <...> Но все это было неинтересно и невесело — и театры и собрания. Я охладел к Москве и ее обществу — мало симпатичных и живых людей, все напоказ и все стадно тянутся друг за другом. Как я мечтаю об окончательном моем водворении в Петербурге. Клянусь себе, что не возьму ни одного портретного заказа здесь никогда <...> Меня повесили на выставке исключительно плохо, совсем не благородно со мною поступили, хотя места хорошего было бы для всех вдоволь11 <...>

<...> Днем я работаю. А иногда и два раза в день от 11 до 3 и от 6 до 10. Позняков приходит к концу, рисунок сухой и замученный, но заказчику очень нравится, т. к. он там вышел довольно благообразным.

После “Катерины Ивановны” Андреева я видел его же “Профессор Старицын”. Обе пьесы мне не понравились. Был еще на концерте Скрябина и слышал его “Прометея”, вещь очень интересную, но я в ней сразу не мог разобраться. Был на ужине, очень красиво убранном цветами и игрушками, у Н. П. Рябушинского. Было оживленно, но мне невесело <...>


1 Философова (урожд. Дягилева) Анна Павловна (1837 — 1912) — Мать гимназического приятеля Сомова — Д. В. Философова. Сестра отца С. П. Дягилева, известная общественная деятельница, одна из основательниц Высших женских курсов в Петербурге.
2 Ратькова-Рожнова (урожд. Философова) Зинаида Владимировна — дочь А. П. Философовой.
3 Речь идет о “Русских балетных сезонах”, организованных Дягилевым в 1909 г. в Париже.
4 Нижинский Вацлав Фомич (1890 — 1950) — артист балета, балетмейстер. С 1911 г. жил во Франции, умер в Лондоне.
5 Фокин Михаил Михайлович (1880 — 1942) — русский балетмейстер и танцовщик, педагог. С 1918 г. жил и работал за границей. Умер в США. Фокина (урожд. Антонова) Вера Петровна (1886 — 1958) — русская танцовщица, педагог. Одна из ведущих исполнительниц во время “Русских сезонов”; с 1923г. преподавала в студии Фокиных в Нью-Йорке.
6 Нижинская Бронислава Фоминична (1891 — 1972) — артистка русского балета, балетмейстер.
7 Маргарита Давыдовна Карпова (урожд. Морозова; 1880-е — 1920/21). Ее большй овальный портрет окончен в 1913 г.
8 Имеется в виду портрет Познякова, оконченный в 1913 г.
9 Рощина-Инсарова Екатерина Николаевна (1883 — 1970) — драматическая актриса.
10 Имеются в виду спектакли “Нахлебник”, “Где тонко, там и рвется”, “Провинциалка”, поставленные К. С. Станиславским в МХТ. Декорации и костюмы к спектаклю исполнены М. В. Добужинским.
11 Речь идет о выставке “Мира искусства” в Москве, на которой были экспонированы три работы Сомова: “Арлекин и дама” (акв., гуашь), “Молодая девушка в красном платье” (х., м.) и портрет Г. Л. Гиршман (х., м.).

1-2

Вернуться к списку писем: По адресатам
По хронологии

К.А. Сомов. 1928 год. Портрет М.П. Лукьянова.

Проект занавеса для Свободного театра (1913 г.)

Cor ardens (1911 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.