Главная > Переписка > А.А. Михайловой 1933 год > Двухдневный пастельный этюд


А.А. Михайловой. Страница 3

1-2-3-4-5-6

Париж,
13 мая 1933 г.

<...> Мы были с Лизой на выставке интереснейшей “Le Decor de la vie” (“Декор жилища” — по-французски) 1870 — 1900. Предметы разные, мебель, безделушки, драгоценности и платья на манекенах и шляпы в витринах этого времени — наше детство, юность и молодость. Порядочное безобразие, а ведь как нам это нравилось. Безвкусие, ридикюльность. Но есть вещи и прелестные, как, например, драгоценности того времени и... картины. Среди последних шедевры — не говоря уже о множестве мне еще неизвестных картин Дега, Моне, Тулуз-Лотрека, Сислея, Ренуара <...>


Париж,
29 мая 1933 г.

<...> Был урок у Томской <...> Я с ней пока расплатился не портретом — это она все откладывает, ей все некогда, — а масляной картиной, изображающей рассвет, с туманом над водой, с березами и костром, около которого русские парни, стерегущие лошадей (эти зверьки у меня на заднем плане в тумане и именно зверьки, а не лошади), словом, “Бежин луг” <...>


Париж,
6 июня 1933 г.

<...> Вот уже 2-ю неделю пишу каждый день, кроме праздников, портрет дамы — сестры Лизы1. Двухдневный пастельный этюд бросил рисовать и начал писать маслом. К моему крайнему удивлению, уже два дня, как появилось сходство — и домашние говорят, очень большое — и форма лица более или менее правильна <...> Шедевра, конечно, не будет, дай бог, чтобы вышел просто “портрет портретович”. У меня она даже пока что вышла более благородного типа, чем она на самом деле. Главный недостаток ее лица — гадкий рот — почтовым ящиком и с зубами—расшатанным частоколом <...>


Париж,
11 июня 1933 г.

<...> Завтра начну писать лицо 2-м и последним слоем. Вот тут и закавыка: так легко все испортить, взять неверный тон, потерять сходство и без того не разительное — словом, м?ка, м?ка, м?ка (не читай мук?!) <...>

Вчера был на выставке в память Гонкуров2, очень интересной: масса их портретов, рукописей, первых изданий, прелестные акварели Жюля, офорты Эдмона и многое из их коллекции, давно распроданной, что можно было собрать: рисунки Ватто, Гюбера, Буше и т. д., японские гравюры и т. д.


Париж,
13 июня 1933 г.

<...> Вчера вечером в балете очень насладился: видел новый балет Мясина на сюжет Гольдони “Scuola di ballo” <...> Музыка Боккернни, собранная Валечкой <...> Прямо очаровательно, действие живое и веселое — буффонада, а хореография полная изобразительности и фантазии необыкновенной. Исполнение совершенно превосходное — кроме самого Мясина, которому 37 лет, — все зеленая молодежь, но какая вышколенная и умелая, это все уже готовые Кшесинские, Павловы, Преображенские. А им всем от 15 до 20 лет. Эти новые чудеса поставили отчасти Преображенская, отчасти Кшесинская и Егорова. У всех у них здесь школы <...>

<...> Костюмы и декорации сочинены графом Бомонтом3. Все прелестно <...>


Париж,
20 июня 1933 г.

<...> Писал ли я тебе, что я дружу (поверхностно) с Андрюшей Бакстом <...> Недавно он приходил ко мне и дал урок перспективы по новой упрощенной системе — совершенно изумительной по простоте. Получил он ее от синематографщиков <...>


Париж,
28 июня 1933 г.

<...> Представь себе, кого я встретил? Медею4! Несмотря на ее 70 лет, она полна жизни и, когда оживляется в разговоре, очень еще красива — глаза горят, зубы блистают, щеки, как розы, конечно, нафардированы. Очень проста и мила, без всякой важности. Говорит по-русски совершенно свободно с маленьким акцентом и ошибается иногда в падежах. Мы с ней много говорили о старине, о Чайковском, о певцах и т. д. Она меня пригласила к себе. Я ей рассказывал о Томской. Она очень заинтересовалась ее методой. Может быть, к Медее и пойду. Она говорит, что о России страшно скучает, больше, чем о своей родине — Флоренции, что это ее главная родина и что сердце ее там <...> Дает она уроки, по-видимому, не богата, так как все потеряла <...>


Гранвилье,
2 августа 1933 г.

<...> Вот уже 4-й день, что я в Гранвилье, здесь хорошо <...> А тишина и простор какой! Поля уже скошены и везде снопы хлеба, еще не увезенные <...> любовался прелестным <...> видом — три яблони одна за другой, из которых первая оголенная, высохшая, справа низкий густой боскет, слева желтое поле со сложенными снопами, вдали, за яблонями, на горизонте почти, — строения далекой деревни. Хочется зарисовать этот скромный, но прелестный вид <...>


1 Портрет Евгении Соломоновны Мацневой (х., м.).
2 Гонкур, братья: Эдмон (1822 — 1896), Жюль (1830 — 1870) — французские писатели и критики, художники. По завещанию Эдмона в 1902 г. были учреждены: Гонкуровская Академия и Гонкуровская премия за лучший роман года.
3 Бомонт Этьен — граф, меценат, театральный художник.
4 Фигнер Медея Ивановна (урожд. Мей) (1859 — 1952) — певица.

1-2-3-4-5-6


1899 год. К.А. Сомов. Наталия Павловна и граф Нулин. Заставка к поэме А.С. Пушкина "Граф Нулин".

Мешочек (1924 г.)

К.А. Сомов. 1920 год. Портрет А.А. Сомовой-Михайловой.




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.