А.А. Михайловой. Страница 3

1-2-3-4

Москва,
9 марта 1910 г.

<...> Вчера вернулся с “капустника” в 5 ч. утра, вечер начался около 10 часов. Было всего очень много и милого и смешного. Сначала первый акт “Прекрасной Елены” с Книппер в роли Елены, со множеством вставок и острот местного театрального, их собственного характера. Этот акт прошел так себе. Потом было отделение дивертисмента: танец апаш, пение русской песни Плевицкой1, великолепного таланта, от которой я остался в восторге. Она бывшая послушница. От ее пения веет русской стариной, романом Печерского, лицо у нее старинно русское.

Балет в одном действии, соч. Коли Званцева2, нечто вроде Вампуки, с идиотским сюжетом, музыка связана из самого неожиданного: упражнение из Kehlfertigkeit (для беглости голоса — по-немецки) (неразб.) переходит в увертюру “Тангейзера”, чтобы тотчас измениться в танец Цыбульки и т. п.

Переодетые в юбки толстые актеры в танцовщиц, например, Грибунин3 (игравший доктора в “Месяце в деревне”), глупые па и прыжки. Пушка, из которой стреляют засунутым в нее актером со сцены в галерею, очень забавный трюк с бесконечными глупыми объяснениями актера Балиева4. Сестры Париссон — Москвин, Лужский и еще два актера в костюмах b?b? комическое дефилирование всех пьес их репертуара. Последнее отделение — цирк с декорацией и нарисованной на ней публикой: Берейтор — Станиславский, Лошадь — Вишневский, Клоун — очень остроумный Балиев. Семья акробатов — Уралов, Москвин в зеленом трико с громадными грудями, белой прической и невозможно неприличной улыбкой — проделывала разную чепуху с гирями. Укротительница змей и зверей — частью чучел, частью переодетых в шкуры актеров,— одетая в мужской гусарский костюм и белый парик, — все тот же Москвин. Его в конце концов поедают звери — сваливают, чучела падают на него, из-за решетки в зверей стреляют пистолетами — очень смешно.

Все кончается громадной кавалькадой всей труппы — амазоны и амазонки, приделанные к талии картонные лошади с налепленными крошечными ногами — Кпиппер, Коренева, Качалов и др., человек 20. И в зале происходила чепуха и развлечения.(Служили в красных смокингах, белых передниках метрдотели: Вишневский, Леонидов и другие актеры труппы.)

Зало было обращено в кабаре, мы с Гиршманами сидели за отличным столиком и все великолепно видели. Сбор в пользу фонда артистов их театра великолепный, говорят, тысяч 30 чистого дохода.

Послезавтра идет в 1-й раз пьеса Островского, может быть, я пойду на нее: “На всякого мудреца довольно простоты”.

В театре было множество знакомых и просто знаменитых в Москве людей, франтих и красавиц, конечно, разодетых и выкопавших невероятные драгоценности, жемчуга и бриллианты. Но все они порядочно броски и моветонисты, если их сравнить с тем же в Петербурге.

В Москве второй день весенняя погода, просто удовольствие быть на улице, солнце так и блещет. Хотелось бы чувствовать себя веселым и бодрым, да не имею права <...>

Третьего дня, в субботу, провел вечер у пианиста Игумнова, с которым познакомился недавно. Он много играл Брамса и Скрябина, я пел Кузмина и Моцарта. Пойду слушать его концерт, на который получу от него билет <...>

Замечательно милая женщина Генриетта Леопольдовна, чем больше ее видишь, тем больше ее ценишь, простая, правдивая, доброжелательная. Не гордая и, что совсем странно при ее красоте, совсем не занята собой, никогда о себе не говорит. Но, по-моему, она несчастлива <...>


Москва,
16 марта 1910 г.

<...> Прошлая неделя была у меня театральная — сначала капустник, потом Ансельм5 в “Вертере”, потом Мария Гай6 в Кармен, потом “На всякого мудреца довольно простоты” и, наконец, концерт пианиста Игумнова <...> Ансельм пел искусно, но без шарма, вычурно и сладко <...> Гай очень хороша и жаль, что ты ее не ходила слушать и смотреть.

Островский интересен, но исполнен в главных ролях не хорошо, Качалов в роли подлеца не мог его изобразить. Германова7 в роли старенькой и смешной кокетки была слишком и молода и красива. Постановка во многом прелестна <...>


Москва,
21 марта 1910 г.

<...> Третьего дня я был приглашен в ночное кабаре “Летучую мышь”8 — в подвале. Этот кабачок основан артистами Художественного театра. Маленькое помещение с маленькой сценкой. Начало в 12 ч. ночи. Главным номером оказался Никиш9, туда приехавший и экспромтом, ради шутки, продирижировавший военным маленьким оркестром “Вальс” из “Веселой вдовы”. Остальная программа так себе: комические танцы, пародия на Дункан10 и на Ландовску11 <...> Кинематограф из жизни Художественного театра. Много знакомых и знаменитостей Москвы <...> Книппер, Москвин, Качалов, Гордон Крэг12, автор будущей постановки “Гамлета”. Я сидел за столом с Поляковым, его женой (издатель “Весов” и “Скорпиона”), Колей Званцевым и Гордоном Крэгом, а спиной упирался (т. к. там страшно тесно) в Артура Никиша, там еще поодаль от меня Малявин. Заведение уютное, но скучноватое и слишком или, лучше сказать, совсем добродетельное, ни капли эротизма ни на сцене, ни в кабачке <...>

Утром был у И. А. Морозова для осмотра его картинной галереи. Новые французы — Гоген, Ван-Гог, Матисс, Моне и целая комната фресок М. Дениса13. История Амура и Психеи. Видел у него и своих вещей 10 и опять испытал щемящее чувство грусти; все мои вещи мне так не понравились14 <...>


1 Плевицкая (Винникова) Надежда Васильевна (1884 — 1941)—русская эстрадная певица, исполнительница русских народных песен. В 1920— 1930 гг. выступала за рубежом.
2 Званцев Николай Николаевич (1871 — 1923) — режиссер, либреттист.
3 Грибунин Владимир Федорович (1873 — 1933) — драматический актер, с 1898 г. работал в МХТ.
4 Балиев Никита Федорович (1877 — 1936) — актер, режиссер. В 1920 г. эмигрировал вместе с труппой актеров театра “Летучая мышь”, руководителем которого он был.
5 Ансельми Джузеппе (1876 — 1929) — итальянский оперный артист и композитор.
6 Гай Мария (1879 — 1943) — испанская певица.
7 Германова Мария Николаевна (1884 — 1940) — артистка МХТ.
8 Театр “Летучая мышь” был основан в 1908 г. Н. Ф. Балиевым в Москве в Милютинском переулке.
9 Никиш Артур (1855 — 1922) — венгерский дирижер.
10 Дункан Айседора (1878 — 1927) — американская танцовщица, основательница “свободного” танца. С 1921 по 1924 г. периодически жила в СССР, основала хореографическую студию, которая просуществовала до 1949 г.
11 Ландовска Ванда (1879 — 1959) — польская клавесинистка и пианистка, исполнительница старинной музыки.
12 Крэг (Крейг) Эдуард Гордон (1872 — 1966) — английский режиссер, художник и теоретик театра. В 1911 г. поставил в МХТ “Гамлета” вместе с К. С. Станиславским и Л. А. Сулержицким.
13 Дени Морис (1870 — 1943) — французский живописец, член группы “Наби”, монументалист, рисовальщик, теоретик искусства. Семь его панно на тему “Психеи” хранятся в Гос. Эрмитаже.
14 В собрании московского коллекционера Ивана Абрамовича Морозова (1871 — 1921) были работы Сомова: “Пейзаж с радугой” (1908), “Жар-птица” — обложка для книги стихов К. Бальмонта (1907), “Купальщицы” (1904), “Женская голова” (1904), “Эхо прошедшего времени” (1903), “На даче” (1903), “Куртизанки” (1903), “Весна на берегу моря (Силламяги)” (1900), “Концерт” (1900), “В старом парке” (1899), “Конфиденции” (1897).

1-2-3-4


Фейерверк (1922 г.)

Окно. Пейзаж (1934 г.)

Летнее утро (1920 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.