Главная > Переписка > А.А. Михайловой 1910 год


А.А. Михайловой. Страница 1

1-2-3-4

Москва,
17 января 1910 г.

<...> Приняли меня очень радушно, поместили уютно в отдельной, отдаленной комнате1. Днем ездили с Гиршманом на выставку “Союза”, оказавшуюся очень мало интересной, за исключением произведений Серова2.

Дом у Гиршмана большой, старинный и полон роскошных вещей и старины, но не все из нее хорошо, много брик-а-браку. Хозяйка сегодня весь день в очаровательном розовом платье и серой с блестками шали, в которой я ее, верно, буду писать.

Днем к нам на файфоклок приезжала и другая моя модель Носова3, оказавшаяся очень и очень интересной для живописи. Блондинка, худощавая, с бледным лицом, гордым и очень нарядная, хорошего вкуса при этом. Днем был еще мой знакомый кн. Щербатов4. Вечером сегодня у них и у Гиршманов прием. Будет Остроухов5 и Брюсов, вообще все ничего, а дома все-таки лучше, я очень скромный и застенчивый молодой человек и это мне досадно и скучно <...>


Москва,
22 января 1910 г.

<...> Я уже, конечно, в муках; почти уверен, что провалюсь со своей работой — что знал прежде, тому разучился, а нового умения и знания не приобрел! Даже проклинаю себя, зачем меня принесло в Москву! Писать портрет в таком масштабе прямо, я вижу, не по моим силам6. Здесь же все в меня верят и предлагают еще заказы. Моя вторая модель гораздо интереснее первой — у нее очень особенное лицо. Сидит она в белом атласном платье украшенном черными кружевами и кораллами, оно от Ламановой7, на шее у нее 4 жемчужных нитки, прическа умопомрачительная, Патон8 сошла бы с ума,— точно на голове какой-то громадный жук. И я в первый раз вчера взял краски, набросал такую рожу, так неверно и так гадко, что хотелось ей сейчас же признаться в своей немощи и ретироваться навсегда <...> Поэтому и в нерабочие часы я хожу с червем под сердцем и тоскую.

Был вчера вечером у Познякова9, московского танцора. Сентиментальный, восторженный, неумный, но милый <...>


Москва,
24 января 1910 г.

<...> “Страдания молодого Сомова”, о которых ты знаешь первые главы, продолжаются <...> Устаю за день, но тем не менее каждый вечер хожу в театр. Третьего дня видел “Месяц в деревне” и очень наслаждался этим прелестным спектаклем10. С вами пойду смотреть его опять. Вчера был в “Мелком бесе” Сологуба, и пьеса эта, хотя и переделана, но сделана самим автором довольно удачно и очень хорошо была исполнена актерами театра Незлобина. Сегодня балет “Саламбо”11 <...> Было бы все хорошо, если бы не страдания, за эти дни я еще был на лекции Грабаря в “Свободной эстетике”12. Читал он введение в свою будущую книгу о русской живописи, довольно любительски и так пространно, что я не досидел до конца <...>


Москва,
26 января 1910 г.

<...> Хожу по театрам. Видел балет “Саламбо”. Завтра иду смотреть “Анфису”13 в ложу с блондинкой (Е. П. Носовой), которую пишу. Она очень красива. Но какое мучение ее платье, ничего не выходит <...>


1 В январе 1910 г. Сомов приехал в Москву и остановился в доме Гиршманов у Красных ворот. С этой семьей Сомов был в дружеских отношениях всю жизнь. Гиршман Владимир Осипович (1867 — 1936) — московский фабрикант, коллекционер. Гиршман (урожд. Леон) Генриетта Леопольдовна (1885 — 1970
2 С 26 декабря 1909 г. по 7 февраля 1910 г. в Москве проходила VII выставка “Союза русских художников”. Сомова представил на выставку “Автопортрет” (акв., гуашь), “Голову девушки” (Е. Е. Владимирской) (акв., граф. кар, белила), “Обложку модного журнала “Парижанка” (тушь, перо). В. Серов был представлен на выставке портретами Е. П. Олив, А. В. Цетлин, А. П. Ливен, И. М. Москвина, К. С. Станиславского и А. П. Павловой.
3 Носова (урожд. Рябушинская) Евфимия Павловна (род. 1883). После 1917 г. уехала за границу. В 1910 г. Сомов писал ее портрет (х., м., ГТГ).
4 Щербатов Сергей Александрович (? — 1962) — князь, художник, коллекционер.
5 Остроухов Илья Семенович (1858 — 1929) — художник-пейзажист, коллекционер, попечитель Третьяковской галереи.
6 Речь идет о начале работы над портретом Г. Л. Гиршман 1910 — 1911 гг.
7 Ламанова Надежда Петровна (1861 — 1941) — известная московская портниха-модельер.
8 Патон (урожд. Шишкова, в первом браке Боголюбова) Евгения Матвеевна (1873 — ?) — давний друг семьи Сомова; модель художника.
9 Позняков Николай Степанович (1879 — 1941) — танцовщик, балетмейстер, пианист, профессор консерватории по классу фортепиано. В 1910 г. Сомов исполнил пять его портретов в разных техниках. (Этюд к портрету 1913 г., граф. кар. в ГРМ.).
10 Спектакль “Месяц в деревне” поставлен в МХТ в 1910 г. в оформлении М. В. Добужинского.
11 Балет А. Ф. Арендса “Саламбо” был поставлен А. А. Горским в оформлении К. Коровина в Большом театре в январе 1910 г.
12 Общество “Свободная эстетика”, в число членов которого входили поэты, музыканты, артисты и художники, было основано в 1907 г и просуществовало до 1917 г. Его создателями были — В. Брюсов и И. И. Трояновский.
13 Пьеса Л. Андреева “Анфиса” с Е. Н. Рощиной-Инсаровой в главной роли, шла в театре Незлобина.

1-2-3-4


Иллюстрация к книге Fr. Blei "Das Leserbuch der Marquise". Пикник. 1908 год.

Фронтиспис книги Александра Бенуа "Царское Село". 1902 год.

Обложка альманаха "Северные цветы". 1901 год.




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.