А.А. Михайловой. Страница 4

1-2-3-4-5-6-7-8-9

Гранвилье,
12 апреля 1926 г.

<...> В Париж еду в воскресенье <...> и уже волнуюсь, так как верно придется писать еще портрет, тоже маслом, а моя здешняя работа принизила мою художественную бодрость и боюсь мучений, провала. Но сейчас прочел из книги Pater'a несколько мыслей и аксиом Марка Аврелия и решил, что не стоит волноваться, так как all is dust of dust (все труха — по-английски) <...>


Париж,
5 мая 1926 г.

<...> Вчера у меня скатилась гора с плеч: был последний сеанс у миссис Питтс. Портрет против моей воли растянулся на 3 периода с большими антрактами <...> И она мне жестоко надоела, как модель <...> За все это время выехал только раз в концерт современных 2 композиторов — Орика и Пуленка1. Музыка их мне мало понравилась, хотя было много и курьезного и много находок, но все это не настоящее. Зал был переполнен снобической, чисто парижской публикой, было много знаменитостей — Жан Кокто2, де Бомонт3, художник Серт, Прокофьев, Цецилия Гансен и т. д. Успех большой, но местный <...>


Париж,
10 мая 1926 г.

Душенька моя <...> Как тебя не любить! <...> Ты самая лучшая, самая мудрая, самая добрая. Ты почти даже не “баба”! А здесь я насмотрелся на них!

<...> Дни бегут безумно быстро, я все время в работе и потому почти не живу. Работаю, в сущности, так немного, но эти два часа мучений меня разбивают на весь остаток дня, а утром к ней готовлюсь и волнуюсь. Нет, я не создан быть портретистом. Дама <мистрис Морган> позирует очень хорошо, она очень симпатична, очень образована и очень приятна. Очень красива, стройна, высока. Черные волосы и большие черные глаза. Бледная и очень ярко накрашенный полуоткрытый рот с белыми зубами. Сидит в платье цвета песочного, отороченном зибелиной от Drecoll'я. Лицо совсем без грима. Ей лет 37 — 38, но на вид она моложе. Моей работой она довольна, хотя холст покрыт только 1-м слоем. У нее трое прелестных детей <...> Эти дети приходят смотреть, как я мою кисти и убираю свои краски, и щебечут, как птички. За своим 2-м мужем она замужем всего год. Первый был поляк, а сама она американка родом <...>


Париж,
15 мая 1926 г.

<...> Теперь в Париже из выставок самая успешная — нашего соотечественника Яковлева <...> Теперь его вещи нарасхват и, говорят, он уже почти все продал, на несколько сот тысяч франков. Кроме того, получил орден Почетного легиона, выставку посетил президент. В обществе он нарасхват и приглашают друг друга на него смотреть. Успех этот, конечно, французский, русские радуются, но, конечно, они не покупатели его вещей, так как все бедны. Я еще не был на выставке, но многие картины видел у него в мастерской.

Живу теперь мечтой счастливо окончить портрет и уехать отдыхать в деревню <...>


Гранвилье,
23 мая 1926 г.

<...> Уехал я из Парижа “довольно довольным”: моя мистрис (Морган), лицо которой я только что закончил набело, сказала мне, что я сделал frappante ressemblance, plus jeune et plus jolie (поразительно похожей, более молодой и более красивой — по-французски) и что живопись очень хороша. Я с этим последним, конечно, не согласен, но все же рад, что мною довольны <...>


Париж,
30 мая 1926 г.

<...> Был еще раз в балете <...> Была премьера “Barabau” — комический балет, поставленный Баланчивадзе4. Музыка незначительная, итальянского композитора Риети5, а декорации и костюмы Утрилло — это в Париже большое, имя. Декорации эти очень удачны, ярки и хорошо связаны с костюмами и сюжетом. Барабо, шинкарь и винодел, пьет, веселится и щупает поселянок, одетых в грубые чулки, в ботинки с эластиками, смешные юбки и шляпки. Приходят зеленые гусары, солдаты под предводительством сержанта в зеленом соблазнительном трико (Лифарь, премьер труппы и фаворит Дягилева). Они расталкивают Барабо и поселян, отнимают вино и, в свою очередь, щупают девиц и с ними гротескно танцуют. Чтобы отделаться от солдат, Барабо притворяется и изображает комическую скоропостижную смерть. Его начинают хоронить, а гусары разбегаются. Барабо воскресает и начинается общее веселье. Балет коротенький — скорее клоунада, чем танцы. Баланчивадзе оказался талантливым и изобретательным.

<...> Видел, наконец, Аненьку6, она передо мной не виновата, я тебе на нее наговорил — оказывается, она была у меня два раза, но в первый раз никто мне об этом не сказал. Изменилась она мало, растолстела только <...> Показывала мне несколько очень живых портретов — голов, сделанных акварелью, сильных по краске, но несколько сухих по фактуре. За обедом — мы обедали на воздухе — очутились сидящими рядом с Прокофьевым и его женой Линеттой7, полурусской, полуиспанкой, певицей, которая с ним концертирует <...> Поет большею частью она вещи своего мужа. Он симпатичный, большой и добродушный пес. Я сейчас же их с Аненькой познакомил, мы все вместе беседовали и к концу обеда вышло так, что я сосватал А(неньке) портрет с Прокофьева. И он и она были очень довольны. Оказывается, Аненька большая поклонница его музыки, в особенности “Трех апельсинов” <...>

Три дня тому назад приехал сюда Мстислав (Добужинский) <...> Я его видел, он мало изменился, жаловался, что нет денег и есть долги. Старший сын его в Париже прозябал, и его жена, некрасивая и старше его на 5 лет, но оказавшаяся очень хорошей и самоотверженной, работала как негр всю зиму, не отказываясь от самых трудных работ до сиделки в больнице включительно. Мой крестник в Берлине в художественной школе и отец говорит, что он чрезвычайно талантлив и уже очень подвинут8 <...>


1 Пуленк Франсис (род. 1899) — французский композитор.
2 Кокто Жан (1889 — 1963) — французский поэт, драматург, художник, режиссер.
3 Бомонт Сирилл Уильям, де (род. 1891) — публицист, знаток балета.
4 Баланчин Джордж (Баланчивадзе Георгий Мелитонович; род. 1904) — танцовщик, хореограф.
5 Риети Витторио (род. 1898) — итальянский композитор.
6 А. П. Остроумова-Лебедева.
7 Прокофьева (урожд. Кодина) Лина Ивановна (род. 1897) — певица.
8 Добужинский: Ростислав Мстиславович (род. 1903) — театральный художник. Добужинский Всеволод Мстиславович (род. 1905) — художник.

1-2-3-4-5-6-7-8-9


Сумочка (1910 г.)

Мешочек (1924 г.)

Букетик (1924 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.