Главная > Переписка > И.Э. Грабарю 1905 год


И.Э. Грабарю

Ораниенбаум,
11 августа 1905 г.

Дорогой Игорь Эммануилович.

О новом журнале и о Вашем в нем редакторстве я уже слышал от Добужинского, знаю также, что журнал будет посвящен только современному искусству. Название дать очень трудно! По-моему, “Свободное искусство” положительно не хорошо, тенденциозно как-то! Я бы посоветовал Вам назвать его “Журнал современного искусства”. Это и проще и скромнее. Вот еще, но уже более замысловатое название: “Новый мир искусства”. Название это будет иметь двоякий смысл. В предисловии можно будет оговорить причину наименования и даже пролить слезу об умершем, старом “Мире искусства” <...>

Тронут и польщен, что Вы хотите начать с одного из нас, не слишком ли много только было за последнее время дано меня? Я думаю, что я мог бы Вам дать материалу для новых, не бывших в России 12 — 20 иллюстраций. Но об этом потом. Вы ведь будете в П-ге? А пока — в добрый час2!


Петербург,
8 сентября 1905 г.

<...> С величайшим удовольствием представляю я мою мастерскую для фотографирования вещей петербуржцев и это меня нисколько не стеснит! По счастливой случайности я вчера же, тотчас после получения Вашего письма, виделся с Анной Петровной и вот Вам ответ относительно ее гравюр: есть одна в четыре доски, подходящая размером для журнала; это вид в парке Царского Села, зеленая уходящая аллея <...>

Пересматривая вчера ее гравюры, я нашел у нее милую вещицу, годящуюся служить заставкой или виньеткой, — посмотрите, я посылаю Вам оттиск с нее. Что давать в фототипии, если бы гравюра Анны Петровны не подошла Вам, я пока не знаю, надобно будет видеть, что у кого есть. Это можно будет сделать, когда все вещи будут на сборном пункте.

Может быть, у Шуры, у Жени или у других найдете что-либо импортантное (значительное — по-французски).

За “Кунсткамеру” берусь с величайшей готовностью, уже в глазах мерещится идея3. Для того, чтобы эта заставка могла умещаться и на всей странице и только на одном столбце, можно будет сделать два клише разных величин. Постараюсь сделать эту вещь скорее, но на всякий случай скажите мне последний срок. Мой нумер отодвиньте подальше, как Вы предполагаете, на 4 иль на 54. Тогда материал будет интереснее — мне бы хотелось, чтобы piece de resistance (основное блюдо — по-французски) этого номера была моя скульптурная группа, над которой теперь работаю. Если бы понадобилось приложение на отдельном листе, то можно было бы воспроизвести в красках фейерверк, который Вам, как мне помнится, нравится <...>

Теперь об Тароватом5. Он прислал мне в Париж еще письмо с просьбой дать ему что-нибудь для летних нумеров; я ему ответил, что дам это что-нибудь осенью. Придется сдержать слово. Я дам ему одну или две вещи, которые, конечно, будут менее интересны, чем те, которые я дам для “Вестника”6. Очень стою за Рослена и советую, торопитесь, пока он не попал во все художественные книги и издания.

Непременно надо будет поместить Росленов, не находящихся в России. В версальском музее, например, есть 4 или 5 превосходных: портрет старика Буше, дофина Луи de France и др. В частных коллекциях Парижа тоже, наверное, находятся Рослены. Поручите Шуре раздобыть и снять фотографии. Он, наверное, охотно за это возьмется. В Швеции тоже великолепные Рослены и отыскать с них фотографии берется Аргутинский, которого я видел вчера, у него есть в Стокгольме знакомые.

Таким образом, этот нумер будет царственным и вполне inedit (неизданный — по-французски) не только у нас, но даже за границей. И портретисты 30-х г. тоже может быть очаровательным нумером. Потом, простите, если мешаюсь не в свое дело, у Вас материалу, наверное, бесконечно много, и предлагаю Вам следующие нумера-монографии: 1) Версаль или Версаль и стиль Людовика 14-го (пользуйтесь тем, что Шура всю осень будет жить в Версале и может Вам снять невероятные виды парков и дворцов. Он же мог бы изукрасить этот № своими виньетками и cul-de-lampe (заставками — по-французски)). 2) Русская скульптура 18 и начала 19 века (навеяно это виденными мной недавно многочисленными бюстами Шубина, удивительного скульптора, и других). 3) Номер Симплициссимуса 4 с горячей статьей и ехидной и остроумной выборкой из 9 годов журнала. 4) Миниатюрная живопись в России (можно сделать чудный подбор). 5) Разновидности архитектуры ампира (Лондон, Париж, Петербург и Германия). 6) Частные дома в старом Петербурге. 7) Русский фарфор (мог бы составиться дивный нумер по совершенно неизданному вопросу). 8) Шарден (об этом нумере очень просит почему-то Аргутинский, а статью напишет Шура, влюбленный в Шардена) <...>

Но я расфантазировался и моей импровизации нет конца!

Вам бы следовало непременно приехать, хотя на несколько дней.

Желаю, чтобы дело спорилось! <...>


1 Грабарь Игорь Эммануилович (1871 — 1960) — живописец, историк искусства, музейный деятель. Член объединения “Мир искусства”, народный художник СССР.
2 Издание нового художественного журнала не состоялось.
3 Специальный номер журнала должен был быть посвящен Сомову.
4 Тароватый Николай Яковлевич (1876 — 1906) — редактор-издатель журнала “Искусство” ( в 1905 г. вышло 8 номеров журнала.) Редактор художественного отдела журнала “Золотое руно” в 1906 г.
5 Несостоявшийся журнал Грабаря должен был называться — “Вестник искусств”.
6 “Симплициссимус” — сатирический журнал, издававшийся Альбертом Лангеном с апреля 1896 г в Мюнхене.

Вернуться к списку писем: По адресатам
По хронологии

Карнавал (Язычок Коломбины). 1913 год.

Иллюстрация к книге Fr. Blei "Das Leserbuch der Marquise". Пикник. 1908 год.

Фронтиспис книги Александра Бенуа "Царское Село". 1902 год.




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.