А.А. Сомову
Париж,
не ранее октября 1897 г.
<...> не ленюсь и работаю здесь больше, чем работал в России <...> может, работа скажется впоследствии в виде какого-нибудь шага вперед. Дома я работал всего две вещи: одну совсем декадентщину, другую менее, но тоже. Первую не описываю, чтобы не возбудить беспокойство со стороны милых моих стариков <...> да кроме того, она еще не кончена. Вторая кончена только сегодня, и был сегодня же у меня торжественный прием знакомых: были Бенуа, Лансере1 с другом его и сожителем мистером Фильдом, Оберы2, Лиза Званцева и ее товарка — бывшая академистка Хотяинцева3. Все одобрили, кто искренне, кто из приличия, некоторые сделали замечания и толковые <...> Я не пишу Вам сюжет потому, что мне приятно Вас заинтриговать и заставить Вас всех пойти в первый же день на дягилевскую выставку4. Я ему на днях эту вещь высылаю <...>
Мой круг знакомых мало-помалу увеличивается <...> Эта Хотяинцева, я ее давно знаю. Девица под сорок, не интересная, с претензией на остроумие <...> как в москвичке, в ней много приятного и простоты. Потом я познакомился с Якунчиковой5 теперь мадам Вебер с прошлой весны <...> Она сейчас интересная художница, что очень большое исключение для женщин. Хорошо рисует, тонко чувствует тон и assez personelle (достаточно индивидуальна — по-французски). Техника мужская. Она присылает на выставку Дягилева, и ты не преминь особенно обратить внимание. Я еще не видел, что она отошлет, не знаю, хорошо ли то; завтра же к ней пойду и увижу; как человек она тоже не без интереса, понимающая и не равнодушная. Очень русская и в то же время англичанка, ибо постоянно окружена ими и отлично говорит, не знаю, сойдусь ли я с ней. Муж ее доктор <...>
Еще познакомился у Бенуа с Апол. Васнецовым. Он мне не понравился. Похож лицом на Гоголя, мелкотравчатый в разговоре, не симпатичный и скрывающий под претензией на передовитость, недостатки и пробелы в образовании. Это последнее сам я не заметил еще, но пишу по словам Шуры, видевшего его несколько раз <...>
1 Лансере Евгений Евгеньевич (1875 — 1946) — художник-график и мастер монументальной живописи, один из основных деятелей “Мира искусства”. Племянник А. Н. Бенуа.
2 Обер Артемий Лаврентьевич (1843 — 1917) — скульптор-анималист, близкий друг художников “Мира искусства”.
Обер Наталья Францевна — жена скульптора.
3 Хотяинцева Александра Александровна (1862 — 1942) — художница-карикатуристка и мастер силуэта, внучка декабриста И. Н. Хотяинцева, близкая знакомая А. П. Чехова. Совладелица (со Званцевой) художественной школы в Москве.
4 Выставка русских и финляндских художников открылась в январе 1898 г. в залах училища Штиглица.
5 Якунчикова-Вебер Мария Васильевна (1870—1902) — художница-пейзажист, офортист, работала также в области прикладного искусства, участник выставок “Мира искусства”.
Лето (1919 г.) | Арлекин и дама (1921 г.) | Портрет Е.П. Носовой (1910-1911 гг.) |