Главная > Переписка > А.А. Михайловой 1930 год


А.А. Михайловой. Страница 1

1-2-3-4-5-6-7

Париж,
14 января 1930 г.

<...> Рисую с натуры наброски голого тела. Так это мне полезно. Но, увы, подвигаюсь, кажется, не вперед, а наоборот <...> Во всяком случае, и неудачные рисунки мне будут служить материалом и зацепкой — я на основании немногого сделанного с натуры иногда умею делать неплохие вещи. Рисуя в академии среди молодежи, я вспоминаю, как делал то же 30 лет тому назад в школе Коларосси, которая еще до сих пор существует. Но сколько рек утекло, целое море! Я, молоденький, папенькин и маменькин сынок, подруга дев — Лизы Званцевой, Анны Петровны, Владимирской, Семичевых и других дев! В этом смысле много потерял я интересного времени в сентиментальных беседах с ними и в каком-то полуфлирте. Можно было бы лучше занять свои юные годы, более греховно и более осмысленно. Но что вспоминать старые неудачи! <...>


Париж,
29 января 1930 г.

<...> За то время, что не писал тебе, успел “создать” три миниатюры, кажется, неплохие. Это для Лондона. Мои тамошние друзья-почитатели устраивают в мае там выставку в одной галерее. Условия выгодные — только процент с продажи картин, все прочее меня не касается. Я задумал так, чтобы выставка была вся из миниатюр. Всего вещей 30 — 40. Часть будет те, что проданы в разное время в Лондоне, другая часть то, что я сделаю для продажи. В эти два-три месяца, что впереди, надеюсь написать их штук 20. Если считать 3 дня на каждую миниатюру. Это будет мой лондонский дебют и надо не ударить лицом в грязь. Для скорости хочу повторить некоторые, имевшие наибольший успех и проданные во Франции. Работаю с увлечением. Вообще странно: я в Петербурге гораздо меньше работал, чем теперь, на старости лет. И думаю, что работаю не только не хуже, но лучше. Уже не говоря о халтурных годах 1918 — 23. Все эти вещи, если я могу их себе представить, кажутся мне очень слабым местом в моей карьере <...>


Париж,
1 февраля 1930 г.

<...> Сегодня был на вернисаже выставки одного итальянского художника, маркиза де Пизис1, делающегося все больше и больше знаменитостью, впрочем, скорее делающего себя таковым. Он богат, сам издал о себе книгу и рекламирует себя. Pas grande chose (не очень значительный — по-французски) модернист и шарлатан, но не без дарования <...>


Париж,
28 февраля 1930 г.

<...> За эти дни я много работал и “сотворил” еще одну маленькую акварель — гуашь “Дамы среди пейзажа в костюме наших матерей” <...> На возвышении на траве сидит старушка в очках и вышивает по канве, около и неподалеку от нее, в разных позах и на разных планах, сидят молодые и большей частью некрасивые дамы <...>

Теперь уже 3-й день засел за маленькую акварель — театр внутри и на сцене балерина. Но только сегодня закончил рисунок, сложный и многолюдный, и танцорка, и ложа с персонажами, и оркестр с дирижером, а завтра начну “красить”.

По вечерам часто сижу дома или хожу рисовать наброски в русскую академию. В ней, кстати, вчера было событие, собравшее довольно много публики иностранной и русской,— конферанс Ал. Ник. Бенуа на тему: “Старинные масленичные увеселения и балаганы”, отлично прочитанную на французском языке. Говорил он исключительно о своих собственных детских впечатлениях чуть ли не с 1874 года, когда ему было 4 года. Очень картинно описал внешний вид этих гуляний, веек с бубенцами, горы <...>


Париж,
9 марта 1930 г.

<...> Теперь меня тянет переслушать всю классическую музыку — Бетховена, Шумана, Шуберта, Мендельсона (да! даже его!) и т. д.

Я так устал ото всего, что слышал за эти годы в новой музыке. Она так мало задевает, даже чаще мучительна для слуха. Все эти Онеггеры, Мийо, Прокофьевы с tutti quanti <...>

Следующие мои миниатюры будут этот “Golden Dream” (“Золотой сон” — по-английски) и pendant к нему “Сидящая дама в платье черном с горошками” (по этюду с Люси Леон), потом “Театр марионеток” и “Две венецианские маски карнавала”. Потом натюрморт по хорошим, имеющимся у меня этюдам. Может быть, этим и ограничусь. Всего новых вещей будет около 20 для выставки и вещей 30 из старых от коллекционеров <...>


Париж,
17 марта 1930 г.

<...> Вчера мне дали на просмотр иллюстрированный каталог итальянской выставки в Лондоне, которая там закрывается в конце марта. Кажется, перевезли всю Италию из разных музеев. И множество от частных лиц в Италии и из других стран. Такого великолепия Европа еще не видела вне Италии. Венера Боттичелли, Рафаэль, Леонардо с tutti quanti. Как жаль, что поездка в Лондон мне недоступна! <...>


1 Пизис Филиппо, де (настоящее имя Луиджи Тибертелли; 1896 — 1956) — итальянский художник, искусствовед.

1-2-3-4-5-6-7


Жадная обезьянка (1929 г.)

Портрет Е.К. Сомовой (1924 г.)

Арлекин и дама (Фейерверк) (1912 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.