А.П. Остроумовой-Лебедевой
Петербург,
23 марта 1909 г.
<...> Мы сговорились на сегодня — Вы позировать, я рисовать Вас, но прошу Вас отложить на несколько дней рисование. Хотелось бы кончить этот рисунок скорее1 <...>
Петербург,
8 июля 1909 г.
<...> Поджидаю от Вас письмеца. Верно, Вам живется хорошо и привольно. У меня все по-старому. Работа портрета затянулась из-за болезни моего пациента. Я нервничаю около этого портрета по-прежнему2 <...>
Петербург,
21 июля 1909 г.
<...> Мой бесконечно милый и очаровательный друг. Я не знаю, как Вас благодарить и за письмо и за приглашение приехать к Вам. Будь я свободен, право бы приехал! Так мило и искренне Вы меня зовете! Но не могу и не потому, что я “старикашка”. Дела! Поверите ли, каждый почти день что-нибудь надо делать, куда-нибудь идти; теперь у меня сношения с Дворянской опекой и со Сберегательной кассой Императорского Двора3! <...>
Все свободное от нехудожественных занятий время работаю над той гуашью, которую Вам показывал начатой, — “Спящую даму”4. С ней у меня было очень много почти непреодолимых гуашных трудностей, я многое победил после упорного упрямства сделать то, что задумал, и теперь вещь почти окончена и будет, по всей вероятности, неплохой, хоть и с таким трудом и без увлечения. Но я поклялся себе не делать больше никогда акварелью и гуашью таких сложных задач. Еду в субботу к обеду к Анюте и возвращусь в воскресенье вечером домой. Анюта Вам очень-очень кланяется, она хотела Вам писать, благодарить Вас за то, что Вы меня пригрели в первое тяжелое время моего одиночества. Из друзей приехал только Аргутинский из Карлсбада. Оттуда он написал мне еще раньше очень сердечное и милое письмо. По приезде пришел ко мне и я у него был тоже. Наше ничем не обоснованное охлаждение рассеялось, по-видимому, совсем. Но мне тяжело было с ним вдвоем. Скучновато, разговор все как-то прерывистый. И все же он очень редкий по сердцу человек.
Шуру очень мало видел, был у них на даче всего раз. Мой верный посетитель Яремич, милый своей свернувшейся головой из-за своей коллекции <...>
1 В 1909 г. Сомов работал над акварельным портретом А. П. Остроумовой-Лебедевой. Сомов сделал: акварельный этюд головы, набросок углем головы и рисунок — “рот А. П. Остроумовой-Лебедевой”.
2 Вероятно, речь идет о работе над портретом К. Р. Паравичини, который собирал коллекцию рисунков для галереи в Базеле по поручению швейцарского правительства. Этюд к портрету находится в собрании семьи Е. С. Михайлова (Ленинград).
3 К. А. Сомов в это время занимался делами по наследству. 30 мая 1909 г. умер отец художника Андрей Иванович Сомов.
4 Речь идет о “Спящей молодой женщине” (гуашь, акв., ГТГ).
К.А. Сомов и Е.С. Рахманинова (1925 г.) | Фронтиспис поэтического сборника В. Иванова "Cor ardens". 1911 год. | Константин Сомов за работой (1910 г.) |