Главная > Переписка > А.А. Михайловой 1935 год


А.А. Михайловой.

Париж,
10 февраля 1935 г.

<...> Напишу тебе для облегчения хронологии в твоих будущих записках лет, где мы жили; странно, я помню все безошибочно: после твоего рождения в 1873 г. мы жили на 17 версте в Сергиеве, 1874 и 75 там же, 1876 там же, но на другой даче, у Фирсовых <...> В 77 году во время русско-турецкой войны мы жили в Петергофе <...>

<...> В 1878-м мы были в Париже на Всемирной выставке <...> Лето 1879 в Ревеле в Екатеринентале <...> Поездка в Brigitten Kloster (монастырь Бригитты — по-немецки).

В 1880 в Ревеле же, но на другой даче <...>

В 1881 — Вена и Грац <...> В 1882 мы всей семьей были у дяди Миши в Федцове <...> 1883 — Боровичи на даче у Дивовых <...>

1884 — гостили на Саймском озере. Дикая орава и дикое препровождение времени <...> 1885 — около Гатчины на станции Пильно, там же 1886 <...> Дружба с Шишковыми <...> 1887 — возобновление житья па 17 версте в Сергиеве. Весна вся в сирени, белые ночи <...> Музыкальные впечатления из-за живших у Стабеуса Сакетти. Знакомство с музыкой Чайковского, романсы Давыдова. 1888 — там же, я ездил на май в Богдановское к Д. Философову <...> В 1888 году лето для меня грустное — переэкзаменовка по алгебре и геометрии, я ленился и удалялся на чердак с книгами <...> 1890 — наша с мамой поездка в Европу <...> Варшава <...> Вена <...> Впрочем, вру, ехали после Варшавы на Берлин, Дрезден, Швейцарию, Замок Хертенштайн, Италия (что раньше, не помню — Италия или Швейцария). Мюнхен. Венеция, Генуя и оттуда на пароходе в Ливорно. Флоренция, Пиза, Рим, Неаполь, Капри, Сорренто, на обратном пути Вена <...> 1891 — опять Сергиево. И я туда приезжал только на субботу и воскресенье из лагеря в Красном Селе <...> В 1892 — Павловск, мои акварели и рисунки с тебя и Зои Пранк. Увлечение курзалом и музыкой <...> 1893 — опять Павловск на той же улице, но на другой даче. Знакомство с Левушкой Бакстом и его небольшое за тобою волоченье. 1894 — опять Павловск, уже после твоей свадьбы, а мы вдвоем с папой ездили по Европе: Италия, Мюнхен, Нюренберг (?) Папа в 64 года поднимался часть самого трудного пути пешком на Везувий под палящим солнцем. Вена <...>

11 февраля. <...> 1895 мы остались в Петербурге <...> Мои поездки гостить в Мартышкино к молодоженам Бенуа, неразрывная с ним дружба. Лансере, Бакст. Писание и рисование этюдов.

1896. Папа с мамой в городе. Я на даче в Мартышкино совместно с Бенуа и Оберами. 1897 опять Павлова дача <...> В октябре я уехал в Париж на зиму до весны. Дружба моя с Бенуа. Уже летом я стал писать вещи, которые дали мне мою физиономию, в Париже тоже. Дружба с Лизой Званцевой. Мои уроки пения у m-r Hardy. Беганье по театрам, выставкам. В это время в Петербурге “Выставка русских и финляндских художников”, для которой я сделал афишу в Париже. Мой первый успех у избранной публики. Письма ко мне папы, полные огорчения за то, что я “декадент” и я работаю не серьезно.

1898. Ранним летом в Париж приехали папа, мама и Вера Цемирова <...> Были в Швейцарии, Берлине, Дрездене (?), Нюренберге, Дармштадте, Висбадене, Франкфурте-на-Майне <...> Летом <...> мы с Сашей сняли дачу в Мартышкино, ту, где я жил с Бенуа.

1899. Последний год Сергиева, 17 верста <...>

1900. Мы с Сашей в Силламяги под Нарвой <...> Писал много там этюдов и неплохих.

1901. Я, папа и мама в Мартышкино <...> Летом моя короткая поездка (или это в 1902?) с папой по его командировке через Берлин в Дрезден смотреть для покупки Эрмитажу коллекции <...>

1903 и 1904. Мы в Мартышкино. Я, папа и мама, ты, кажется, тоже по соседству <...>

В 1904 мама совсем больная ездит в катальном кресле <...>

Теперь лето 1905-го — Мартышкино, кажется. 1906 — смерть мамы в начале июня. Мы в Мартышкино <...> Приезд к нам в гости Валечки, Нурока и Кузмина <...> 1907 — тоже Мартышкино и там же. 1908 там же, 1909 — летом, в начале июня, смерть папы <...> Я остался на лето в городе и рисовал портрет швейцарского атташе Паравичини, сквернейший портрет. В 1910 наше знакомство с Мефодием, осенью в сентябре <...> В 1911 —Терийоки с тобой. 1912 и 1913 тоже Терийоки. 1914 — Петергофская колония с тобой. 1915 опять Петергофская колония с тобой. У меня гостил Гью несколько дней. 1916 я в Царском Селе <...> 1917 — там же <...> Вот все наши лета. Вспомни и опиши наш академический дом угол 7 линии и набережной <...> Гимназия Мая, куда я поступил осенью в приготовительный класс в 1878 <...> Вот пока довольно тебе воспоминаний — как вехи! <...>

14 февраля. Еще прибавлю тебе для памяти для твоих воспоминаний: переселились мы на 1-ю линию, квартиру близ Среднего проспекта, в ней спустя много лет жила З. Серебрякова, когда еще был жив ее муж. Я был у них один раз там (1915 — 16 г.?) и мне было странно очутиться там, где прошли 2 года самой яркой юности, когда мы переехали из академического дома после лета 85 года. И прошли на новом месте две зимы 1885 — 86 и 1886 — 87, когда перебрались наконец, тоже к осени к Аларчину мосту.

Теперь о моей жизни теперешней <...> Вчера вечером, разодевшись в смокинг, от которого несло немного камфорой, так как около двух лет его не надевал, попал с Валечкой на даровщинку в Гранд Опера <...> балет — причина нашего с Валечкой появления в Опера — премьера “Salade” (это подражание старинным итальянским комедиям dell arte называвшимися “Insalata”) (“Смесь” — по-итальянски) в постановке Лифаря и с его участием. Балетмейстер он плохой, сам он, можно сказать, не танцевал, а извивался, прыгал, чуть ли не кувыркался. И это было не весело и не красиво. Конченный он человек, а ему всего 30 лет. И лицом он изменился, очень подурнел. Хорошо танцевал только мсье Перетти, лучше Лифаря гораздо. Что было очень хорошо, это декорация Дерена, очень стилизованная, изображающая Неаполь, площадь с домами и залив вдали, и его же костюмы, очень вкусные и яркие, очень в гармонии с декорацией — отчасти музыка Мийо, веселая, бойкая. Красиво было, что на авансцене с двух боков кулис сидело по 3 человека (4 мужчин и 2 дамы), одетые в костюмы комедии дель арте, не играли, а пели и очень красиво, как бы дублируя танцоров. Успех балет имел, много аплодировали и вызывали Лифаря. Я доволен, что пошел <...>

Вчера утром у меня был сеанс <...> очень молоденькая и привлекательная особа <...> Что-то появляется на рисунке уже хорошее, но это не заказ, а просто этюд для себя без всякой ответственности. Я даже не показываю его модели, которой даже плачу немного за сеансы. Хотя она богата1!

<...> Читаю две книги сразу — “Balletomania” Arnold'a Haskell'a и Suetone'ия “Les douze Cesar” (Светония “Двенадцать цезарей” — по-французски) <...>


1 Речь идет о К. П. Тонконоговой.

Вернуться к списку писем: По адресатам
По хронологии

Летнее утро (1920 г.)

Портрет художника Е.Е. Лансере (1907 г.)

Портрет Е.П. Носовой (1910-1911 гг.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.