А.А. Михайловой. Страница 4

1-2-3-4

Париж,
29 мая 1932 г.

<...> Я читал на днях (Евангелие) от Луки и оно на меня не произвело никакого впечатления, никакой радости, и в вере меня не подвинуло. За эти два дня прочел и св. Иоанна. И мне оно еще меньше понравилось. Грубый иудейский народ, на который Иисус действует чудесами и волшебством и говорит все одно и то же без конца, для народа непонятно и туманно. Такой уж я sans coeur (бессердечный — по-французски) <...>

Мы готовимся к выставке, которая откроется 2-го июня на будущей неделе. Участвует около 75 художников <...>

Я выставлю 10 небольших вещей — акварелей и две пастели (портреты Дафниса и принца де Брея) <...> Я дал свои самые последние вещи и среди них, без скромности скажу, будут и “прелестные” <...> Все они очень разнообразны <...> На вернисаж нашей выставки я, конечно, не пойду — будет множество народа — весь комитет d'honneur (почетный — по-французски) и французы эминентные и русские, словом, большое мухоедство, встречи, приглашения — а я хочу все это избегнуть, этот базар тщеславия и суеты <...>


Париж,
31 мая 1932 г.

<...> Вчера я был па юбилейной выставке Густава Доре, очень полной и очень большой. Мастер он великолепный и разнообразный.

Конечно, графика его, иллюстрации. Масло его очень старообразно и слабо <...>


Париж,
3 июня 1932 г.

<...> Сегодня мне опять говорили <...> что на вернисаже у моих картин стояло больше всего народа и все их хвалили.

<...> Был я на днях на одной очень интересной маленькой выставке: Бонингтона, прелестного художника начала 19 века, умершего 26 лет, родом он англичанин, но жизнь почти всю провел в Париже. Прелестные пейзажи Венеции и Диеппа и картины исторического жанра (эти хуже) <...>


Париж,
23 июня 1932 г.

<...> Немного работаю, немного развлекаюсь, вижу людей <...> Я был еще два раза в балете (всего 4 раза), во вторник вечером было последнее представление, такое же успешное и прелестное. Редкое явление такое совершенство, молодость и красота .

<...> После полуторагодового отсутствия приезжал Михаил Васильевич <...> Он провел у меня два дня, не ночуя. У него были спешные чертежные работы, я ему уступил свой рабочий стол <...> (Брайкевич) увез пять моих картинок с собой, из которых 2 должен выбрать Гью <...>

После выставки нашей был написан фельетон одним французским критиком Дени Рошем1: “Последние впечатления русской художественной выставки”. В нем про Сомова сказано: “Слева, совсем в глубине этой главной стены, размещены картины Сомова. Какое единство в его творчестве! От остро привлекательных первоначальных полотен, вдохновленных 18-м веком, Сомов переходит к миниатюре большого живописного содержания. Ему достаточно теперь не больше 20 сантиметров, чтобы передать свое утонченное видение, свои пленительные дары колориста, уверенного и твердого. Сомов обладает духом художника гуашей 18 века, и, мне думается, он один в настоящее время им владеет” <...>

Вчера я был на большой ретроспективной выставке Фр. Буше. Какой прелестный мастер! Хотя был он представлен несколько односторонне и многие его лучшие и самые тонкие вещи не попали на выставку. Но все же quel ma?tre (какой мастер — по-французски) <...> Была как-то бессонная ночь и я тогда думал о своей живописи и у меня явилось сразу 16 сюжетов один лучше другого. Из старинного русского быта, частью реальные, частью фантастичные или сказочные <...>


Париж,
11 декабря 1932 г.

<...> Что произошло у меня за неделю, расскажу тебе. Во-первых, начались сеансы с мсье де Тушем2 и это мое мученье <...> И позирует он мне неумело и этим меня раздражает <...> Потом было два урока у Томской3 — на одном из них, придя немного раньше, я застал М. Кузнецову и самою Томскую, певших дуэт из “Онегина”. У Кузнецовой совершенно свежий голос и из неприятного стал очень приятным. А у самой Томской прекрасное бархатное контральто <...> Уроки мои очень интересны, но и чрезвычайно трудны. Надо громадное терпение и интеллект, чтобы добиться нужного: чтобы голос звучал в маску и гудел под носом <...> Оканчиваю после портретного сеанса свою гуашь, довольно интересную по композиции и в особенности по краскам. На картине 22 персонажа — актеры на сцене и публика в ложе и партере4 <...>


1 Дени Рош — литературный критик, переводчик русских писателей.
2 Портрет Б. Б. Нольде .
3 Томская Алла Михайловна (1869 — ?) — певица, педагог.
4 Речь идет о композиции “Неверная жена” (“Femme infidele”, гуашь).

1-2-3-4

Вернуться к списку писем: По адресатам
По хронологии

Фронтиспис книги Александра Бенуа "Царское Село". 1902 год.

Обложка альманаха "Северные цветы". 1901 год.

Программа спектакля театра Эрмитажа по пьесе А. Грибоедова "Горе от ума".




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Константин Сомов.